Морихей Уэсиба - основатель Айкидо
Что такое айкидо?
Айкидо относительно молодое боевое искусство, которое было создано в начале XX века, но истоки его создания и практик своими корнями уходят в глубокую древность духовных практик Востока и принципов других более древних видов боевых искусств
Если перевести слово "айкидо" с японского, то мы получим такую трактовку:
- (Ай) означает Гармония
- (Ки) означает Жизненная Энергия
- (До) означает Путь
Дословно получается "Путь к Гармонии Жизненной энергии". Данное название наиболее сильно и четко подчеркивает Дух и философию Айкидо, цель которого именно достичь гармонии духа и тела.
В настоящее время Айкидо существует и практикуется во всем мире, став универсальной системой физического, духовного и нравственного совершенствования личности.
Основные отличия Айкидо:
- имеет ярко выраженный оборонительный характер;
- отсутствие состязаний и системы тренинга;
- приемлемо для людей любого возраста, пола и физических возможностей;
- имеет глубокие философские и духовные принципы в основе которых лежит принцип всеобщей гармонии через овладение жизненной энергией Ки
История Айкидо
Как всякое любое боевое искусство Айкидо имеет свою историю, которая тесно связана с его основателем - Морихэем Уэсиба.
Морихэй Уэсиба (яп. 植芝盛平, англ. Morihei Ueshiba) — основатель Айкидо, родился 14 декабря 1883 года в городе Танабэ в Японии. Известен как О-Сэнсэй (翁先生, «Великий учитель»).
Уэсиба был старшим сыном и рос в многодетной японской семье из четверых детей. Отец Морихэя был простым крестьянином, а мать принадлежала к знатному японскому роду Итокава.
С 7 лет Уэсиба пошел в школу, где преподавали и изучали конфуцианство и буддистскую письменность. Так в родителсьском доме прошло детство и юношество Морихея Уэсиба. Когда ему исполнилось 25 лет в 1902 году - он уезжает в Токио и начинает продавать письменые принадлежности и школьные товары в торговом районе Токио - Нихонбаси под началом своего родственника Коширо Иноуэ, а также попытался основать собственный бизнес по продаже канцтоваров. В это же время он начал заниматься традиционными японскими боевыми искусствами, как дзю-дзюцу (柔術) и кэн-дзюцу (剣術). По вечерам после работы он посещал районные додзе. У сенсэя Токусабуро Тозава (1848 - 1912 гг.) он изучал Тэнсин синьё-рю дзюдзюцу и, считается, также имел возможность познакомиться со школой фехтования синкагэ-рю. Обе эти школы - представители древних японских боевых искусств.
Но постепенно желание стать предпринимателем угасало, а интерес к боевым искусствам, напротив, возрастал. Морихэй Уэсиба посещал и другие городские додзе, но не нашел школы, которая бы его полностью устроила и, кроме того, заболел полиневритом, что заставило его вернуться домой.
Дома Морихэй Уэсиба помогал родителям по хозяйству, рыбачил, возглавлял местную молодежную организацию и, в целом, пользовался авторитетом у земляков. Несмотря на небольшой рост (155 см) он весил 83 кг и был весьма сильным, крепким человеком, как и его предки по мужской линии. Его часто призывали в качестве третейского судьи в спорах между рыбаками и земельных разногласиях.
В 1903 году Морихэй Уэсиба женился на своей дальней родственнице и подруге детства Хатсу Итогава. Хатсу была крупной, спокойной и стойкой женщиной. О-сенсэй никогда особенно не увлекался чревоугодием, но для блюд, которые готовила Хатсу, делал исключение. Г-н Дзензабуро Акадзава (до войны - старший утидэси О-сенсэя) был хорошо знаком с семейным укладом учителя и, вспоминая те дни, говорил так: "Если бы не г-жа Уэсиба, О-сенсэй никогда не продемонстрировал бы такой выдающийся уровень неограниченной власти над внешним миром".
В 1904 году Морихэй Уэсиба записывается добровольцем в армию в Осаке и принимает участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. Попасть ему в армию было не так просто: Уэсиба был ниже положенных для японского солдата 159 см и чуть тяжелее, чем требовалось. Ради зачисления он упорно тренировался, делая растяжки. В любом случае, армия всегда нуждается в сильных и патриотично настроенных новобранцах, так что на расхождение с нормой посмотрели сквозь пальцы.
Со второго раза ему удалось записаться в пехоту. Учения в японской армии в то время были куда суровее современных. Они проходили в условиях, максимально приближенных к реальному боевому опыту. Об О-сенсэе известно, что иногда он помогал более слабым однополчанам нести их снаряжение в походах. Его военная карьера продолжалась три года, особенно хорошо ему давался штыковой бой, и постепенно он стал инструктором. Однако о его участии в непосредственных военных действиях ничего не известно. Историки говорят о том, что в то время не было принято отправлять старших сыновей на фронт.
В какой-то момент полк расквартировался в префектуре Осака, и Морихэй Уэсиба воспользовался этим, чтобы посетить додзе мастера Масакацу Накаи в городе Сакай и попрактиковаться в стиле Яги-рю дзюдзюцу. Школы дзюдзюцу еще во многом придерживались старинной традиции обучения "своих". Однако позже Морихэй Уэсиба поддерживал связь с данным додзе и получил сертификат о передаче умения.
По окончании войны О-сенсэю поступило предложение зачислиться в военную академию. В это время статус офицера был весьма престижен, но Морихэй Уэсиба отказался от такого лестного предложения.
В 1907 году он заканчивает службу в армии и покидает ее и возвращается в родную провинцию Танабе
В это время сил и энергии у о-сэнсэя было с избытком, и он стал сам себе придумывать изнуряющие тренировки. Уэсиба надолго уходил далеко в горы, стоял под ледяными водопадами, дрался с приливными волнами и ветром на побережье. Он мог с мечом или голыми руками наброситься на древесный ствол и разломать его на куски. Не удивительно, что местные жители стали поговаривать, будто у них в горах завелся агрессивный дух - тэнгу.
Тренировки сделали Морихэя Уэсибу еще более крепким, чем прежде. Рассказывают как, например, однажды он отправился на деревенское состязание, где нужно было вымешивать в ступе горячий, как кипяток, рис - кто дольше. О-сэнсэй обошел десятерых сильных деревенских парней, выступавших один за другим, и, в конце концов, сломал пестик. После он еще не раз выигрывал на подобных соревнованиях. Так что, в дальнейшем, стоило ему появиться на сельском празднике, как ему подносили чай и пирожные, а потом вежливо просили отказаться от участия в конкурсах.
Отец о-сэнсэя искал способ направить энергию сына в мирное русло. Поэтому Йороки пригласил молодого на тот момент дзюдоиста, г-на Киёичи Такаги (Kiyoichi Takagi, 1894-1972 гг), обучать местную молодежь дзюдо. Такаги преподавал в Танабе два года. Позже он достиг степени 9 дана в Кодокане, а много лет спустя, уже в Токио, посещал додзе о-сэнсэя со своими учениками и перенимал его опыт.
Впрочем, тренировками занятия Морихэя Уэсибы в этот период жизни не ограничивались. Он почувствовал вкус к общественной деятельности. Дело в том, что японское правительство в это время стремилось сократить число синтоистских святилищ. Согласно новому закону, каждому поселению было вполне достаточно одной святыни, остальные территории отдавались под лесное хозяйство. Жители Танабе были очень религиозны, так что в округе поднялось движение протеста, которое возглавил Минаката Кумагусу (Minakata Kumagusu, 1867 - 1941 гг).
Минаката был очень интересным человеком: натуралист, путешественник, первый японец, поступивший в Мичиганский сельскохозяйственный университет. В Танабе Минаката вел богемный образ жизни, одновременно собирая образцы слизневых грибов и образцы народного фольклора. Когда зашла речь об уничтожении святилищ, эксцентричного Минакату это возмутило и как защитника окружающей среды, и как сторонника традиций. О- сэнсэй был правой рукой Минакаты в его борьбе. Морихэю Уэсибе претило желание людей нажиться на горе местных религиозных общин. В конечном итоге, петиции, статьи в зарубежных и местных газетах, переговоры с администрацией префектуры, принесли свои плоды. В Танабе было разрушено лишь шесть святилищ - куда меньше, чем в других регионах.
В 1911 году рождение первого ребенка Морихэя Уэсибы, дочери Матсуко.
В 1912 году он переехал на остров Хоккайдо по призыву правительства на освоение незаселенных земель. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины, он вскоре становится её лидером и получает у поселенцев титул "Короля Сиратаки" (одной из провинций Хоккайдо).
Он возглавил группу из приблизительно 60 земляков, многие из которых были ветеранами русско-японской войны, и также как и Уэсиба, искали дело достойное своих способностей.
Поселенцы обосновались в поселке Сиратаки. Сегодня эта деревня поглощена городом Энгару, а те времена местность была практически необжита и деревней могла называться только условно. Сохранились заметки О-сэнсэя, в которых он рассказывал, что в первые годы поселенцы, в основном, расчищали лес. Они не знали метода культивации картофеля, поэтому пытались выращивать зерно, но урожаи 1913 и 1914 годов были крайне скудны. Людям приходилось закупать рис и муку на деньги, полученные от заготовки леса, собирать всевозможные дикие растения, ягоды, орехи - все, что удавалось найти в горах. Кроме того, поселенцы ловили форель и гольца. В те времена о-сэнсэя постоянно видели в округе, он повсюду разъезжал на лошади с фамильным железным веером (тессен) в руке, стараясь помочь всем, кому мог. (Веер этот теперь выставлен в местном историческом музее). Говорят, что о-сэнсэй легко управлялся с 4-килограммовым топором масакари (или аналогично тяжелым инструментом) и повалил более 500 деревьев за год.
Этот период жизни Морихэя Уэсибы известен также благодаря многочисленным легендам о его храбрости и дерзости. Например, в одной из них рассказывается, как он втянул в гору лошадь и повозку, после того, как лошадь потеряла подкову на обледеневшей дороге и упала вместе с повозкой в ущелье. Согласно другой истории однажды на дороге в Энгару его застал снежный буран, и он был вынужден спрятаться в маленькой заброшенной хижине. Ночью там же искал убежища голодный медведь-шатун. Якобы о-сэнсэй спокойно приветствовал зверя и накормил его остатками своего ужина, после чего они подружились. Многие рассказы посвящены тому, как он ловил грабителей и воров. Также говорят, что как-то один юноша сбежал из трудового лагеря (в Японии в то время применялся принудительный труд) и попросил помощи о-сэнсэя. Тот явился к владельцам лагеря и договорился об освобождении беглеца из кабалы. Тогда и другие беглые стали стекаться в Сиратаки за его покровительством, а Морихэй Уэсиба выплачивал их долги либо договаривался об их освобождении. Тогда то он и получил в народе неофициальный титул короля Сиратаки.
Помимо героических подвигов, о-сэнсэй успевал заниматься вполне прозаическими, но крайне важными для общины делами. Он организовал посев мяты, повысил уровень деревообработки, пригласив специалистов из других регионов, завез коров и лошадей, создал систему распределения пищи и основал рынок.
Он создал в районе первую школу, следил за санитарией и здоровьем и стал первым директором Ассоциации здравоохранения Сиратаки. В какой-то момент в деревне случился страшный пожар, но под руководством Уэсибы ее отстроили заново, лучше прежнего. Морихэй Уэсиба добился того, что в поселок, в конечном счете, была проведена железная дорога. Он также расширил святилище местного ками, установив раку своему небесному покровителю, японскому божеству Сусаноо.
В конечном итоге, за 8 лет под руководством Уэсибы бывший палаточный лагерь поселенцев превратился в преуспевающий поселок.
В 1915 на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсиды был представлен Такэда Сокаку - мастеру Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и стал его учеником. Эта встреча имела важнейшее значение для будущего развития техники айкидо.
Такэда Сокаку (Takeda Sokaku, 1859 - 1943 гг.) - был довольно знаменитым учителем дзю-дзюцу (джиу-джитсу) в то время и его школа имела глубокие корни. Мастерами боевых искусств были и дед, и отец Сокаку, семейные "секретные техники" передавались в додзе его клана из поколения в поколение, как это было принято до периода Мейдзи. Ко времени описываемых событий, впрочем, к обучению допускались и посторонние. У Такэды, несмотря на постоянные разъезды, было более 30 тысяч учеников, среди них дворяне, члены правительства, бывшие даймё и высокопоставленные чиновники, и даже специально направленные в Японию Теодором Рузвельтом американские полицейские.
Такэда преподавал стиль Дайто-рю айки-дзю-дзюцу, созданный им на базе айки-дзюцу, корни которого уходят к началу второго тысячелетия нашей эра. Это была комплексная боевая система, включавшая броски, приемы на удержание, технику захватов, технику выхватывания меча с одновременным нанесением удара, искусство владения копьем, мечом, шестом, дзё, алебардой (нагинатой) и некоторыми другими видами оружия. Особое значение уделялось концентрации физической и духовной сил.
Морихэй Уэсиба немедленно узнал Такэда по рассказам знакомых и попросил его стать его учителем. Такэда согласился, сказав "Я вижу, что в вас что-то есть. Останьтесь здесь ненадолго и я вас обучу". Уэсиба провел в городе месяц, оставив, к недоумению своих близких, те дела, за которыми ехал. Конечно, долго так продолжаться не могло, поэтому они расстались, пообещав друг другу встретиться снова. Позже Сокаку Такэда приехал в Сиратаки. Стиль жизни и манера преподавания Такэды во многом напоминали о старинных традициях. Вполне в его характере было во время путешествий задирать и вызывать на бой малознакомых людей. От его первых учеников требовалось полностью обеспечивать жизнь учителя. Во время пребывания Такэда в Сиратаки, Морихэй Уэсиба каждый день поднимался в три утра, чтобы набрать воды для ванны учителя, растопить очаг и прогреть комнату, приготовить завтрак. Самураи с детства были приучены бояться отравления, так что Такэда, чья молодость пришлась на тревожные годы периода Эдо, привык доверять приготовление пищи лишь самым близким людям. После завтрака Уэсиба два часа проводил в индивидуальной тренировке с Такэдой, а затем приходили остальные ученики.
Последующие 5 лет он учится у этого мастера и получает степень Кёдзю Дайри. Обладатель этой степени должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.
В 1920 году Уэсиба теряет своего отца и двух маленьких сыновей. В этом же году переезжает в Аябэ, центр нового религиозного учения Омото-кё. Там он знакомится с сосоздателем религии Омото-кё Онисабуро Дэгути. Морихэя Уэсибу покорило учение Онисабуро Дэгути, который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряженные физические тренировки Морихея Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации. В том же году он открывает свое первое додзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё. Слава о нем, как о мастере боевых искусств, быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо.
В 1921 году рождается сын Киссёмару, который впоследствии станет вторым досю (хранителем пути).
В 1922 на Аябэ приезжает учитель Уэсибы Сокаку Такэда. На протяжении 6 месяцев он проводит тренировки и перед своим отъездом выдает Уэсибе инструкторский сертификат.
В том же году Морихэй Уэсиба впервые называет свою борьбу "Айки-Будо" .
Морихей Уэсиба - фотография 1921 года
В 1924 году Уэсиба принял участие в авантюре Онисабуро Дэгути - "великий поход" на Запад в поисках Шамбалы. Сосоздатель секты-религии Омото-кё вдруг почувствовал в себе аватар будды Мироку, собрал группу добровольцев вместе с Уэсибой, и Онисабуро, сев на белого коня, повел группу во Внутреннюю Монголию. Но путешественников вскорости арестовали, посчитав японскими шпионами и даже успели приговорить к смерти. Только заступничество властей Японии вернуло им свободу и обратный путь в Японию. В этом путешествии у Морихэя Уэсибы впервые проявляются паранормальные способности - сиддхи. Кроме известного уворачивания от пуль и меча (до нанесения удара противником видел огненную черту, где пройдет лезвие меча) Уэсиба обладал способностью предсказывать будущее.
По возвращении из бесславного похода Морихэй стал усиленно тренироваться в боевых и духовных практиках, надолго уходя в горы Кумано. Он часто принимал обряд мисоги - очищение тела и духа под холодным горным водопадом, падающем прямо на макушку. Некоторые последователи утверждали, что в этих горах Кумано Уэсиба тренировался под руководством свирепого духа - воронообразного чёрта тэнгу. В результате столь строгой тренировки весной 1925 года Уэсиба достиг просветления сатори.
С середины 20-х годов существенное участие в развитии Айкидо принимал адмирал Исаму Такэсита (Isamu Takeshita, 1869 - 1949 гг.)
Такэсита впервые услышал об О-сэнсэе от коллеги по военной академии, изучавшем Дайто-рю АйкиДзюцу в Аябе. В 1925 году Такэсита сам побывал в Аябе и под впечатлением от школы Уэсибы порекомендовал его Ямамото Гоннохоэ (он же Гонбэй, адмирал и дважды премьер-министр Японии, 1852 - 1933 гг.)
При поддержке этих двоих в 1925 году Уэсиба Морихэй провел в Токио показательное выступление для военной и политической верхушки. Тогда болезнь помешала ему остаться в городе.
В 1927 году он переехал в Токио со своей семьей и поселился в двухэтажном доме в районе Сиба. Благодаря влиянию Такэситы многие военные, правительственные чиновники и прочие влиятельные граждане начали учиться у О-сэнсэя. Да и сам Такэсита, несмотря на возраст (под 60), активно тренировался, он был на хорошем счету при дворе и сам обучал Айкидо принцев и принцесс. Его дневники, в которых он детально описывал техники Морихэя Уэсибы, позже здорово пригодились исследователям.
В первые годы в Токио Морихэю Уэсибе пришлось несколько раз переезжать и переносить места тренировок, потому что из-за наплыва желающих места постоянно не хватало. Постепенно учеников стало так много, а тренировки так интенсивны, что собственник очередной временной резиденции начал жаловаться, будто скоро уже и балки его дома научатся давать сдачи.
В 1932 году под патронажем и покровительством Омото-кё Уэсиба открывает и возглавляет Общество продвижения и поддержки боевых искусств Японии - Дайнихон Будосэнъёкай. Основными учениками были члены Народной милиции Омото-кё. Целью организации стала пропаганда боевого искусства О-сэнсэя на национальном уровне с помощью разветвленной сети религии. В Танабэ построили огромный зал, где О-сэнсэй также мог преподавать. К сожалению, в 1935 году произошел так называемый Второй инцидент Омото-кё, приведший к очередной волне гонений на приверженцев этой религии. Сам Уэсиба едва избежал ареста. С этого момента ему было необходимо дистанцировать свою деятельность от секты, в том числе, чтобы сохранить место инструктора в различных официальных военных учреждениях.
Примерно в эти же годы Уэсиба задумывается о преемнике. Вначале он возлагал надежды на своего племянника Нориаки Иноуэ (1902-1994), который занимался у него с 1921.
А Уэсиба стал решать вопрос преемника в стиле учения Омото-кё, то есть преемником становится муж дочери, притом зять усыновляется. (В Омото-кё сосоздательница Нао Дэгути усыновила Киссабуро Уэду, женив на своей дочери Сумико, с переименованием его в Онисабуро Дэгути. С тех пор главой Омото становятся мужья дочерей по женской линии, идущей от Нао Дэгути). Так и Уэсиба для своей дочери Мацуко нашел жениха среди учеников, мастера кэндо Киёси Накакура. В Кобукане Уэсибой была даже основана школа кэндо, преподавателем в которой и был зять Накакура. Его Морихэй усыновил и дал свою фамилию Уэсиба. Однако через несколько лет произошел развод и Киёси Накакура покинул Уэсибу, став однако большим мастером кэндо и иайдо (9дан).
Морихей Уэсиба - фотография 1935 года
В 1936 Уэсиба открывает собственную школу в Токио с поддержкой Онисабуро Дэгути.
В 1937 году Япония вступила в войну с Китаем, и условия военного времени сократили число желающих заниматься в Кобукане. Один за другим старшие учи-деси и новые ученики уходили в армию. Однако О-сэнсэй продолжал работу, и в 1938 году вышел второй технический справочник по Айкидо с его фотографиями.
В 1939 году Морихэя Уэсибу пригласили вести занятия в Манчжурии, где он принял участие в демонстрации боевых искусств, устроенной в честь 2600-летия Японии.
В 1941 году впервые было упомянуто название "айкидо" . Он видел айкидо, содержащее гармонию и любовь, как средство для объединения всех людей в мире, как ему и проповедовали в Омото-кё, духовные постулаты которого и легли в основу философии айкидо - пути гармонии и любви.
В 1942 при поддержке правительства была проведена реорганизация и систематизация японских боевых искусств. Именно тогда школа Морихэя Уэсибы получила официальное название Айкидо. До этого использовались термины Айкидзюцу или Уэсиба-Рю Айкидзюцу и другие. Однако в этом же году, сославшись на болезнь, Морихэй Уэсиба покинул Токио, оставил все государственные должности и переехал с семьей на ферму в Ивама префектуры Ибараки. Там он строит додзё и Храм Айки (в рамках религии Омото-кё). Один из биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных. Возможно, это также было связано с преследованием религиозного движения Омото-кё - японской военной полицией (Кипэй Тай), аналога гестапо. Онисабуро Дэгути и множество других были арестованы, храмы Омото-кё в Аябэ и Камэоке разрушены (1935 год). От ареста Уэсибу спасло заступничество высокопоставленных учеников.
По окончании второй мировой Айкидо, как и прочие боевые искусства в Японии, находилось под временным запретом. Лишь в 1948 году, когда страна начала восстанавливаться, О-сэнсэй и его последователи воссоединились и основали организацию Айкикай.
После войны Уэсиба возвращается в Токио и открывает додзё в районе Вакаяма.
В 1950 году Уэсиба путешествует по Японии и преподает айкидо.
В 1969 году, в возрасте 86 лет, Морихэй Уэсиба ушел из жизни.
Его последние слова были: "Айкидо предназначено для всего мира. В нём нет места ни личным, ни разрушительным целям. Неутомимо тренируйтесь, чтобы принести благо всем".