И все эти предметы необходимы для занятий. Некоторые можно купить, а некоторые сделать самому.
Тренировочный костюм для айкидо
Кэйкоги — японское слово, означающее тренировочный костюм (кэйко — тренировка, ги(ки) — костюм, одежда). В странах СНГ ещё не совсем верно называют эту одежду Кимоно (их отличие в том, что у Кимоно нет штанов). Синонимом слова Кэйкоги является слово Доги (вольно — одежда для занятий Будо). Кэйкоги используется для обозначения униформы, носимой при занятиях боевыми искусствами. Для различных боевых искусств используются различающиеся между собой кэйкоги. Так кэйкоги для айкидо называют айкидоги
Фото 1 - Кэйкоги
Традиционно занимающиеся айкидо для тренировок надевают белый тренировочный костюм («кэйкоги»), состоящий из хлопчатобумажных штанов «дзубон» (яп. дзубон, букв. «штаны») и куртки «уваги» (яп. уваги, букв. «пиджак»). Сэнсэй (учитель) может рекомендовать новому ученику приобрести кимоно такое же плотное, как для дзюдо («дзюдоги»). Как правило, штаны айкидоги имеют усиление на коленях, что связано с наличием отработки приёмов в сувари вадза (яп. сувари вадза, приёмы, выполняемые из положения сидя на коленях).
Третьей частью кэйкоги является пояс «оби» (яп. оби, букв. «пояс»): многослойный, простроченный в несколько рядов, длиной до 4 метров. Поясом опоясываются поверх запахнутого айкидоги, в два оборота. Притом не на талии, а ниже, на бедрах. Это делается, чтобы тренирующийся мог во время тренировки проще концентрироваться на центре «тандэн» (яп. тандэн, букв. «поле киновари») — точке, находящейся чуть ниже пупка.
Тренировочное оружие для айкидо
Для изготовления тренировочного оружия используют разные породы дерева и материалов специалисты рекомендуют использовать следующие материалы:
Бук - очень мягкий, рекомендуется только детям или женщинам в начале занятий - мягкий и лёгкий, через пару ударов вмятины до середины будут. И через пару недель просто не будете чувствовать вес оружия, отрабатывать будет сложно.
Акация - усреднённый вариант, хорошо подходит для айкидо, тяжёлая, средне-прочная, мало вминается от ударов. Цена вменяемая, но при очень сильных ударах может расслаиваться вдоль волокон. Поэтому для варианта с цубой (защита для рук) выбираются самые лучшие образцы, а вариант обычный лучше использовать в "обычных" ситуациях, где нет жёсткой рубки, всё равно пальцы открыты. Новичкам самые усреднённый и удобный вариант, на первое время как раз, а там, через годик-два можно и о чём-то крутом подумать.
Граб - по весу и твёрдости меньше акации, но волокна плотнее и от удара скорее переломиться, чем расслоится. По цене получается дороже акации, для жёсткой рубки не подойдёт, но там где контакт возможен думаю себя оправдает. Результатов испытаний пока мало, не могу точно сказать.
Груша - чуть дороже акации, полегче, но на гибкость прочнее, сломать труднее. Очень хорошая энергетика, а мышцы качать не обязательно. Помягче акации, соответственно от сильных ударов будут больше вмятины, но когда дорастёте до рубки, то и вес уже захочется другой. Ну и всё же красивее акации, цвет кофе с молоком, приятное дерево. Хорошо показало себя в виде посоха при походе на Байкале в тайге, горах, воде и т.п.
Красное дерево - это уже оружие для тех, кто решил заниматься долго и со вкусом. Хорошая энергетика, прочные, держат удар и ощутимы в руках по весу. Но и цена соответствует.
Текстолит - это для рубилова и по отработке ударов, тяжёлые и прочные. Но зато и не дерево, а стеклоткань пропитанная специальной смолой, что позволяет быть упругой. Чисто функциональная вещь.
Основные виды тренировочного оружия для айкидо:
Дзё ("посох" или шест) – известен как древнее оружие буддийских монахов и имеет очень древние традиции применения и техник в разных школах. Дзё — это лёгкий, гладкий деревянный шест, длина (наиболее часто 128 см) зависит от вида боевого искусства, толщина (24-30 мм) — от школы и личных предпочтений. Используется в качестве оружия во многих японских боевых искусствах, также есть отдельное искусство владения дзё — дзёдзюцу ( яп дзё-дзюцу, «искусство шеста»)
Фото 2 - Посох Дзё
С помощью дзё наносятся прямые тычковые удары (яп.цуки), рубящие удары сверху вниз (яп.кэсагири), косые удары по корпусу и ногам противника (рубящие) (яп. ути), а также выполняются блокировки от ударов руками и другим оружием.
Дзё рекомендуются выбирать по длине как лыжную палку - подмышку, но японские варианты 126 см разве что до груди достают, поэтому лучше их делать 130 см, большинство утсраивает. При внушительном росте лучше взять грушевое или грабовое 140 см, если окажется длиннее чем надо, лучше отпилить. Соответственно, чем длиннее, тем оно тяжелее и больше усилий нужно на наработку движения.
Боккэн (в русском языке часто произносится как бокен) — деревянный макет японского меча, используемый в различных японских боевых искусствах, в том числе айкидо, для тренировок.
Боккэны делают из белого дуба (наш дуб не подходит), бука, граба и других плотных пород древесины. Часто их пропитывают лаком, морилкой или древесной смолой, для большей плотности и веса. Общая длина боккэна составляет примерно 95-105 см. Длина рукоятки — около 25—27 см, клинка — 76—78 см.
Боккэн должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать сильные удары по чему-либо, а также отражения атаки другим боккэном или дзё.
Грамотно нанесённый боккэном удар по человеку может привести к смерти.
Так, например, великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584—1645) часто использовал боккэн в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих противников. Наиболее опасен кончик острия клинка при нанесении рубящих ударов.
Фото 3 - Меч для тренировок Боккэн
В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. Скажем, при провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж. А ношение его без специального чехла, самими японцами приравнивается к ношению холодного оружия.
Другое название боккэна - бокуто (яп. бокуто:, «деревянный меч»). Существуют различные виды боккэнов в зависимости от целей тренировки:
- «мужской» (яп. данси боккэн), отличается относительно толстой рукоятью и «лезвием», прямотой и толстой деревянной гардой (цубой).
- «женский» (яп. дзёси боккэн), наиболее часто используемый вариант. Отличается изогнутостью, легкостью. Часто используется с пластмассовой гардой и с ножнами (например, в иайдо).
- «тренировочный» (яп. субури боккэн) или субурито, отличается утолщением со стороны острия, таким образом имитируя балансировку настоящего меча.
Так же, разные школы используют для тренировок различные виды боккэнов:
В Катори Синто Рю, принято использование боккэна с меньшим изгибом, иногда и вовсе без него. Более толстый и тяжелый.
Боккэн, используемый в Ивама Рю (так же как и боккэны, используемые в других стилях айкидо), в отличие от предыдущего, имеет более изящную форму и более выраженный изгиб.
Боккэн в Касима Син Рю (так же как и в большинстве школ кэндо), в отличие от двух предыдущих, имеет самое близкое по форме, балансировке и ощущениям при работе сходство с настоящей катаной.
Вакидзаси (короткий меч) — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.
Фото 4 - Тренировочный меч вакидзаси
Длина клинка — от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50—80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).
Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А также когда самурай надевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку.
Танто (яп. танто: букв. «короткий меч») — кинжал самурая. «Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски — хамоно ).
По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием — одним из вариантов ниппон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только лицензированные мастера, из которых в Японии в настоящее время активно работают около 300 человек (всего после Второй мировой войны было выдано около 600 лицензий).
Фото 5 - Тренировочный нож танто
По правилам танто как японский меч должен быть изготовлен из тамахаганэ и иметь характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковыми палочками и съёмной круглой гардой цуба; при этом танто должен быть менее 30,3 см длиной (иначе это будет уже не танто, а короткий меч вакидзаси). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто. При этом изготовленные в массовом порядке танто времен Второй мировой войны из серийной стали лицензированию не подлежат и уничтожаются, так как не имеют культурной ценности, поскольку не имеют ничего общего с национальной традицией, а являются наследием милитаристского прошлого.
Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).
Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера». Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности. В раннюю эпоху Камакура начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто («новых мечей»), и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко.
Танто куются обычно в стиле хира-дзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости, хотя встречаются экземпляры и с ребром жёсткости (мороха-дзукури, обоюдоострые).Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны — собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день. Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.